Китоглав — потомок Эры Динозавров

На нашей планете не перевелись еще места, где не проходила нога человека. Людское присутствие там крайне редко, либо его никогда не было. Именно в таких уголках сохраняются живые виды, которым в противном случае суждено было вымереть и исчезнуть с земной поверхности.

Есть виды, освоившие пограничное состояние: они не умирают от соседства с человеком и плодами его жизнедеятельности, но сильно угнетаются необходимостью делить свою территорию с агрессивным захватчиком. Если такое угнетение не контролировать и не пытаться свести его к минимуму, то вид постигнет та же печальная участь, что и многие другие виды земной жизни.

К одним из таких существ относится китоглав. Это больше, чем просто экзотичная птица. Можно сказать, что китоглав является прямым потомком динозавров и той эры, остатки которой так рьяно ищут археологи в своих исследованиях по всему земному шару.

С позиции орнитологии китоглав стопроцентно является птицей, имеющей все соответствующие биологические признаки. Анатомически китоглав приближен к аистам, пеликанам и цаплям, имея от каждого вида определенные им идентичные признаки. Ученые до сих пор бурно дискутируют, какой же ныне существующий род пернатых наиболее родственен китоглаву, но не подвергается сомнению тот факт, что сам китоглав вполне заслуживает звание самостоятельного вида. По латыни его название звучит как Balaeniceps rex. Второе название птицы — королевская цапля.

Взрослая особь весит в среднем пять-шесть килограммов и в благоприятных, не стрессовых условиях живет около тридцати шести лет, что является гигантским сроком по сравнению с другими видами птиц.

Удивительная внешность королевской цапли

Китоглав не зря носит титул «королевской» птицы. Его нестандартное строение головы, клюва и туловища резко выделяют его на фоне дикой природы. Китоглав напоминает редкого, дошедшего до наших дней динозавра, полу-птицу, полу-рептилию, гибрида, не имеющего аналогов в окружающей среде.

Голова китоглава визуально меньше его громадного клюва. Сзади располагается забавный взъерошенный хохолок. Глаза птицы умные, с голубой или желтой радужной оболочкой.

Клюв китоглава громаден. Имея соломенно-желтый цвет, он напоминает деревянный башмак средневекового жителя. Верхняя половина клюва заканчивается крючком. Некоторые наблюдатели, вживую имевшие счастье видеть данную птицу, свидетельствовали, что клюв разительно схож с изогнутым бананом. Так или иначе, но клюв китоглава массивен, нестандартен и не похож ни на один из клювов иного пернатого.

Шея пернатого значительно короче, чем у той же цапли, толще и основательнее, что вполне оправдано с позиции физиологии, ведь его шея должна выдерживать вес головы с клювом и не испытывать критических перегрузок. Во время полета китоглав рефлекторно сокращает и втягивает ее в себя, плотно прижимая голову к туловищу.

Крылья китоглава имеют гигантский размах в несколько метров. По форме и перьевому оснащению они практически идентичны крыльям аиста. Жесткие ведущие перья имеют темно-синий глубокий оттенок, сверху же крылья серые. Форма буквы Г придает крыльям потрясающие аэродинамические свойства, что позволяет китоглаву без труда парить над огромными территориями, расширяя ареал своих владений. Около 150 взмахов в минуту совершает китоглав во время своего стандартного полета.

Ноги китоглава подобны ногам цапли — высокие и тонкие, стопроцентно отвечающие специфике мест его обитания. Пальцы ног разделены друг с другом на приличном расстоянии, перепонок между ними нет.

Места расселения китоглава

Китоглав, хоть и выжил как самостоятельный вид, по полному праву относится к эндемичным видам, то есть таким животным, расселение которых ограничилось исключительно одним континентом. Для китоглава таким домом стала Африка. Причем с древнейших времен китоглав хорошо известен народам, населяющим африканскую землю. В Древнем Египте делались изображения этой удивительной птицы (и она действительно массово и беспрепятственно селилась по берегам Нила), нынешние же африканские племена относятся к китоглаву очень различно: некоторые народности видят в своеобразной птице недобрый знак и поощряют ее изгнание с территорий и истребление, а часть племен наоборот закрепляют за королевской цаплей священный статус и воспевают ее в своем фольклорном творчестве.

В настоящее время китоглав существует на континенте строго локализованно: исследователи подмечают, что ареалы его обитания прослеживаются повсеместно по центральной и восточной части Африки, но сами по себе не являются большими. Разбросанность их довольно внушительна.

Перечислим все страны, где была обнаружена и замечена королевская цапля:

  • территория юга Судана (акватория Белого Нила);
  • болотистые зоны севера Уганды;
  • запад Танзании;
  • восточный Конго;
  • север и северо-восток Замбии (в частности акватория болота Бангвеулу);
  • восток Заира;
  • Руанда;
  • берега Западного Нила;
  • север Камеруна;
  • запад Эфиопии;
  • центральные части Малави;
  • побережья Окаванго.

К великому сожалению, Африканский континент является чрезвычайно пестрым в национальном и этно-культурном плане: каждая страна преследует свой внутриполитический и внешнеполитический курсы, и эта разрозненность не способствует сохранению общей для всех народностей уникальной флоры и фауны региона.

Эта обособленность стран друг от друга приводит к невозможности выработки единой концепции охраны окружающей среды, в том числе сохранения вида королевской цапли. В отдельном ряде африканских стран природоохранное законодательство жестко регламентирует правила, способствующие жизнеспособности данного вида, но таких стран в общем списке отнюдь не много.

Таким продуманным цивилизованным нормативным подходом может похвастаться Судан, Центрально-Африканская республика, Уганда, Руанда, Заир и Замбия. Эти государства приняли видное участие в разработке и принятии Африканской конвенции о природе и природных ресурсах.

Факторы риска для популяции китоглава

Существует ряд техногенных, антропогенных и природных факторов, наличие которых сокращает популяцию взрослых особей королевской цапли, планомерно ухудшая качество их жизни. В дикой природе по предварительным подсчетам орнитологов осталось около 11-15 тысяч китоглавов, и это количество с таким внушительным диапазоном по признанию самих ученых крайне неточно отображает существующее положение вещей.

Принимая ввиду данный спорный момент, можно предположить, что реальное количество этих удивительных птиц еще меньше, что может привести к катастрофическим последствиям.

Природные факторы риска следующие: засуха, пожары, нарушение баланса в количестве естественных хищников китоглава. Засуха прямо бьет по болотистым местам и дельтам рек, которые являются основными природными зонами, на которые претендует китоглав в праве на свое выживание. Осушение болот и обмеление рек резко сокращает объем возможной пищи королевской цапли, которая вынуждена покидать насиженные места и дрейфовать в поисках новых мест. Надо отметить, что китоглавы не относятся к мигрирующим видам пернатых, и их уход с насиженных мест свидетельствует о наличии реальных для них угроз.

Пожары губят гнездовья китоглавов, уничтожая подготовленный и утоптанный ими слой почвы, на котором птицы с любовью размещают выведенные ими яйца.

Резкое увеличение числа хищников спугивает китоглавов с насиженных мест навсегда. Самым опасным из потенциальных врагов является крокодил. В сезоны, когда крокодил имеет пик своей рождаемости, китоглавы вынуждены стремительно отступать.

Антропогенные факторы также сильно бьют по рассматриваемой популяции. Многие африканские страны имеют внушительную статью доходов от ведения сельского хозяйства. Сотни гектаров, отдаваемые на распашку под посев сельскохозяйственных культур, а также отводимые под выпас скота планомерно выгоняют китоглавов с этих территорий.

Техногенные факторы — это прежде всего загрязнение акваторий рек и озер, на которых замечены расселения королевских цаплей. Ранее озеро Виктория была местом, благоприятным для данного вида. Со временем уровень токсического и химического отравления вод достиг критических отметок, и массовый падеж особей китоглава сделал данное место непригодным для них.

Брачная культура китоглавов

Королевская цапля — моногамный вид пернатых. Живя при благоприятных условиях около тридцати с лишним лет, китоглавы преданны выбранным партнерам до конца. Звук их голоса не отличается мелодичностью, однако самцы и самки рады приветствовать друг друга, издавая хриплые гортанные крики в предзнаменование встречи. Пары любят совместно охотиться, правда необходимость в большом жизненном пространстве нередко заставляет самца и самку ловить добычу по разные стороны берегов, чтобы не стеснять друг друга.

Размножаться китоглавы могут и в засушливое время — это не служит для них непреодолимым препятствием. Время брачных ухаживаний и откладывания яиц занимает около шести-семи месяцев, после чего два-три яйца аккуратно откладываются на просушенном и выложенном травами участке диаметром около трех метров. Птенцам, чтобы вылупиться, нужно около тридцати дней тепла материнского тела. К сожалению, в большинстве случаев вылупляются не все яйца, даже несмотря на тщательный уход за ними стороны родителей. Самка китоглава регулярно орошает их скорлупу водой во избежание их перегрева, но и это не спасает птенцов от гибели внутри скорлупы.

Созревание молодых особей происходит очень медленно (и это является одним из самых решающих факторов, влияющих на малую численность их общей популяции). Оперение достигает необходимой пушистости, длины и жесткости в течение двух месяцев, сами же подросшие особи решаются покинуть насиженное гнездо только на девяностый день с момента появления на свет, а то и еще позднее. Первый же полет происходит не ранее сотого дня жизни. С момента вылупления птенцы кормятся путем срыгивания еды родителями около пяти раз за сутки.

В неволе китоглавы размножаются крайне неохотно или не плодятся вообще, реагируя бесплодностью на навязанное им присутствие человека, отсутствие необходимой площади жизненного пространства, невозможности свободного полета и прочих «прелестей» жизни в заточении зоопарков.

Предпочтительное меню китоглава

Китоглав — плотоядная птица. Ее излюбленной пищей является рыба, достаточно крупная и мясистая, а также различные пресмыкающиеся и земноводные. Форма и толщина клюва королевской цапли позволяет ей без труда справляться даже со змеями, дробя им голову с ядовитым языком и расчленяя их на части для удобства заглатывания. Заглатывая рыбину нередко вместе с сопутствующими водорослями, китоглавы интенсивно махают головой из стороны в сторону, фильтруя пойманную добычу от ненужной им растительности.

Китоглавы при скудности рыбного потока не брезгуют полакомиться и различными моллюсками, черепахами, улитками, без труда справляясь с хитиновым защитным слоем, панцирем и иными защитными приспособлениями существ. Борьба видов за выживание стимулирует китоглава осуществлять нападение даже на едва вылупившихся крокодилов — своих прямых естественных врагов, тем самым сокращая их численность в насиженном месте.

Китоглав также может напасть и на грызунов. Ученым, осуществляющим наблюдение за этими своеобразными птицами, известны случаи, когда китоглавы осмеливались вступать в схватку даже с опаснейшими нильскими варанами, побеждать их и после лакомиться их телами. Остается загадкой, как именно неуклюжие китоглавы могли побеждать данных коварных существ — главенствует гипотеза, что королевская цапля стремительно нападала на рептилию, нанося один сильнейший удар клювом по черепу варана, тем самым дробя его и лишая врага способности к ответному нападению.

Таким образом, китоглавы добывают себе самую различную пищу, используя свой клюв как основное орудие для поимки и поражения своей добычи.

Leave a reply

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>